Одной из важных функций школы является организация обучения в простой и доступной форме. Достигается это путем реализации методов проектов в обучении.
Введение проекта в обучение позволяет подготовить школьников и их родителей (если это младшие школьники) к работе по заранее заданному алгоритму, подталкивая участников к правильному решению, повышая тем самым эффективность образовательного процесса.
На практике это означает, что правильно поставив задачу и предоставив примерный ход (шаблон) выполнения, вы способствуете тому, что ученик сможет получить новые знания по предмету.
Так, проект «тематические недели в школе» может быть реализован с помощью современных средств, используемых в школах, например с помощью продукта «МойОфис Частное Облако».
Рисунок 1. Стартовая страница приложения «МойОфис Частное Облако»
Решение представляет собой облачное пространство, включающее в себя хранилище документов, модуль работы с документами (редакторы текста, таблиц, презентации), а также работу с электронными сообщениями (почтой), календарем и контактами.
Основное преимущество частного облака — его локализация внутри организации (школы). Это позволяет, во-первых, самостоятельно настраивать доступ к облаку из внешней сети (из дома или только в стенах школы) и, во-вторых, получить уверенность, что данные хранятся исключительно внутри образовательного учреждения и доступны только участникам учебного процесса.
Начать пользоваться облаком очень просто. Основные затраты времени относятся только к первичной настройке системы: развертыванию частного облака внутри школы, а также включению в список пользователей участников — учителей, учеников, родителей. После того, как каждый пользователь получит доступ, можно приступать к работе.
Как можно использовать облако для ведения проектов? Учитель получает задачу организовать недели народов России в своем классе и для этого создает проект внутри своего электронного пространства (хранилища документов).
Рисунок 2. Рабочее пространство учителя
В выбранной параллели создадим текстовый документ проекта. Учитель определяет сценарий работы: поиск информации о народе и регионе России, поиск идей оформления класса в стиле обозначенного народа и региона, закрепление ответственного за подготовку.
Рисунок 3. Создание документа проекта
Структурировать процесс сбора идей, чтобы он не превратился в отправку коротких реплик по электронной почте, поможет организация совместной работы над общим документом в единой среде, которая доступна для всего класса.
Рисунок 4. Создание документа проекта
На следующем шаге, в зависимости от настроек безопасности и возраста учеников, учитель может подготовить материалы и идеи заранее, а может позволить ученикам искать информацию в глобальной сети.
В первом случае, в условиях закрытого периметра, у учеников нет возможности выйти за пределы внутренней сети школы, т.е. у них нет выхода в интернет. Частное облако существует на внутренних ресурсах школы, автономно, раздавая собственный wifi-сигнал. Для младших школьников это означает защиту: они не натолкнутся на вредную информацию, не поймают вредоносную программу, а также не будут отвлекаться на развлечения.
Минусы: учитель должен проработать материал и предложить сборник идей заранее. Также он должен объяснить ученикам принципы поиска информации по внутреннему хранилищу. Получив таким образом «песочницу» начинающего интернет-пользователя, ученики научатся искать данные по папкам, работать в веб-среде и вводить поисковые запросы в компьютерную систему.
Во втором случае старшие ученики смогут найти идеи самостоятельно, создав свое представление о том, как и с помощью каких элементов можно украсить класс в национальном стиле.
Минусы: ученики должны знать принципы безопасной работы с глобальной сетью, уметь ею пользоваться. В противном случае участники проекта могут отвлечься на постороннюю информацию и забыть о первоначальном поисковом запросе.
На следующем шаге учитель должен предоставить ученикам доступ к общему документу проектной работы.
Рисунок 5. Выбор участников проекта (из списка класса)
Доступ для работы с документом должен быть достаточным для редактирования документа, чтобы любая идея сразу же была видна другим участникам.
Рисунок 6. Предоставление прав участникам проекта
После того, как права предоставлены, ученики могут приступать к работе как в классе, так и из дома.
Рисунок 7. Ввод данных по проекту
В частном облаке МойОфис редактировать документ могут до 50 пользователей одновременно, а просматривать – до 1 млн.
Отслеживание изменений (режим рецензирования) даст возможность увидеть, кто и что добавляет и в каком периоде времени.
В результате совместной работы учитель и весь класс получат готовый проект — в нашем случае это сборник основных достопримечательностей Республики Калмыкии, демонстрирующих национальные особенности региона и народа.
Рисунок 8. Совместная работа над проектом
Очевидно, что совместная работа над проектом интереснее, увлекательнее и нагляднее: отправляя свои идеи по электронной почте, участник не видит, что предложили его товарищи, тем самым количество идей резко сокращается. 20 из 25 участников найдут, что символом Калмыкии является лотос и что регион ассоциируется с шахматами, и прекратят дальнейший поиск. А в режиме совместной работы ученики будут видеть предложения одноклассников, и это простимулирует их искать другие варианты.
Результатом проекта будет подготовка элементов для украшения класса и сам украшенный класс.
9.а. Буддийский храм | 9.б. Дракон - символ буддизма |
Рисунок 9. Реализация проектной работы